В школу с 5ти лет? Почему этого делать нельзя – мнение психолога Светланы Ройз

в школу с 5 лет

С идеей начинать обучение в школе выступил И.О. Министра образования. Известная психолог Светлана Ройз написала по этому поводу большой текст у себя на странице фейсбук.

Цитируем ее текст, так как считаем его крайне важным.

Об идее походов в школу с 5 лет. Идее, которую сегодня озвучил и.о.министра образования.

Вводное:

Психологи и нейропсихологи редко видят готовность к школе у детей в 6 лет. И я часто напоминаю родителям, что между 6-7 годами «вмещается» 5 лет эмоционального развития ребёнка.

Мотивация у детей до 7 лет – игровая. Очень редко у современных детей учебная мотивация дорастает и к 7 годам.

Все, что в обучении до 7 лет не является игройистощает ребёнка.

Нам важно учитывать, что нам сейчас придется восстанавливать всех детей (учителей, родителей) после пандемии. Причем, восстанавливать на всех уровнях. Учебная мотивация проявляется там, где безопасно. И нам понадобится время, чтоб оценить состояние детей, наработать опыт восстановления. И, мне кажется, все возможные силы сейчас важно направлять на это.

Концепция НУШ, в большей степени, подготовлена к работе с детьми 6 лет, государственный стандарт заточен под детей шестилеток. И подготовка и переподготовка учителей идёт постоянно. Но для того, чтобы и шестилетним детям в первом классе сейчас было безопасно и была создана обучающая средаещё работы и работы. (мы же помним, как принимали многие учителя реформу, и как им непросто. и в моей практике огромное количество запросов о школьной тревоге от семей)

Работа с 5 летним ребёнком и с 6 летним ребёнкомэто ещё два разных мира.

Речь может идти только об игровой среде, пре-скул. В сопровождении подготовленных к работе с детьми именно этого возраста – учителями. Ещё раз повторюдети 5, 6, 7 лет – это уже три совершенно разные группы детей.

Напомню:

Чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе (она включает внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки и многое другое) для всего этого не хватит зрелости префронтальной коры мозга и все это еще невозможно в 5 лет.

А еще есть:

  • Эмоциональная готовность к школе (это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию , умение выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать свое поведение. и это нереально для детей и 6 лет
  • Социальная готовность к школе: к ней относится, в том числе, и готовность быть частью группы. А еще один из признаковпонимать значение правил и умение соблюдать их (ребенок 7 лет уже умеет действоватьиграть по правилам, игры детей 5-6- лет еще эгоцентрические, по своим правилам).
  • А еще есть моторная готовность, физическая готовность, крепость иммуннитета.

Неочевидные признаки готовности к школе

В одном из материалов о неочевидных признаках готовности к школе, я перечисляла вопросы для наблюдения за ребенком:

  1. Насколько ребёнок может выдержать нагрузкубыть какое-то время без мамы?
  2. Насколько отношения с родителями воспринимаются, как надежные. Ребёнок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье. (Родители пугали ребёнка тем, что оставят его в магазине, были непоследовательными в своих реакциях, а мальчик цеплялся за руку и юбку мамы)
  3. Насколько ребёнок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали сразу же желаемого, как он справится, если захочет ответить, а учитель вызвал другого ребёнка. Если что-то сразу же не получилось. Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной – (ребёнку важно столкнуться с тем, что не все ему сразу может принадлежать, что иногда ему нужно подождать. Ему важно слышать от нас «Нет» – многие родители боятся расстроить ребёнка, отказывая ему в том, что дОлжно. Так мы лишаем ребёнка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет. Но он его может учиться «выдерживать», благодаря нашей тактичности и поддержке)
  4. Нагрузка общением. Насколько ребёнок подготовленвидел, общался с разными людьми. (Есть ли у него опыт взаимодействия, Обращали ли мы вообще его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов)
  5. Сможет ли ребёнок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребёнок? Как будет себя вести – шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей – часто ли они дают планшет ребёнку, когда он говорит «мне скучно», играет ли хоть какое-то время сам, есть ли у него какая-нибудь ответственность дома)
  6. Нагрузка «социальностью». Один из признаков готовности к школеумение воспринимать себя частью группы. Воспринимает ли ребёнок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе. (Это отчётливо видно у первоклассников, когда некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова: «Дети, ученики, сделайте…», пока учитель не произнесёт: Ваня, сделай)
  7. Может ли ребёнок позволить себе попросить у нас (у других людей) о помощинасколько он уверен, что его поддержат.
  8. Если ребёнок учится писать буквы, он говорит: я нарисовал букву или я написал букву? («Нарисовал» – это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» – уже учебной)
  9. Насколько ребёнок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность. Человексложная система, в которой «все влияет на все». Координация движений, физическая направленная активностьсвязана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно – попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность.
  10. Есть ли у ребёнка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно. Это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности.
  11. Насколько ребёнок уверен, что он «хорош просто так»

 

За годы практики я встречала очень мало детей, готовых к школьной жизни в 6 лет.

Я встречала, не так много взрослых, полностью укомплектованных к сопровождению в школах и шестилеток. Мне часто приходится объяснять учителям, почему один ребенок 6, 8 лет справляется легко с заданием. А второй 6, 5 – начнет это же делать через несколько месяцев.

А если мы говорим о пребывании в школе 5-леток – это должна быть вообще совершенно другая школа, НЕ ШКОЛА, с совершенно иной обучающей средой, с совершенно иным подходом, стандартами, с совершенно другими специалистами и задачами.

Если мы напортачим в обучении детей в 5 лет – к 10, когда они войдут в предподростковыйвозраст, вернуть в школу их будет уже нереально.