Правда о гендерном неравенстве: интересная статистика о стереотипах

79% украинок сталкивались лично или слышали от знакомых о гендерном неравенстве

В современном украинском обществе существует много стереотипов, которые ограничивают женщин. Это касается различных сфер жизни: семьи, работы, социума. 

Масштабное национальное исследование о современной женщине, в котором приняли участие 1000 украинок в возрасте 18-65 лет, позволит нам оценить ситуацию на уровне статистики. 

 Какие стереотипы о роли женщин доминируют в Украине?

Большинство украинок считает, что гендерное равенство обеспечивается только на уровне гражданских прав и свобод: возможность голосовать, работать, учиться в одинаковых условиях. При этом в обычной жизни женщины сталкиваются с ущемлением и стереотипами по отношению к себе.

Самые распространенные из них: 

  • Женщина должна быть привязана к дому и к своей семье: воспитывать детей и ухаживать за членами семьи, при этом мужчина может этого не делать. Женщина несет ответственность за все бытовые дела (44% сталкивались со стереотипом)
  • Женщина должна быть моногамна, тогда как мужчина может быть полигамен. Проступки мужчины оправдываются, а женщины – осуждаются 
  • Женщина воспринимается как более слабая и менее умная – она не может занимать руководящие посты и высокоинтеллектуальные должности (28% заявили, что женщинам нужно прикладывать больше усилий, 25% – у мужчины больше шансов получить работу). Мужчин чаще берут на работу, так как женщины вынуждены брать больничные из-за болезней детей и декрет (30% женщин заявили, что их ругают за больничные). Женщинам платят меньше (35% сталкивались)
  • Женщина всегда должна быть привлекательна и ухожена, при этом не должна гулять с друзьями, ходить на вечеринки, – для нее это неприемлемо, а для мужчины – норма. Существует стереотип, что женщина не умеет водить автомобиль

С какими стереотипами сталкивались? %

Ответственность за детей лежит на женщине 44
Оплата мужского труда выше 35
На работе женщину-маму ругают за больничные 30 38% — 25—34 года
На работе женщине нужно приложить больше усилий, чтобы ей доверили важную должность 28
У мужчины  больше шансов занять  должность 25
Женщина не понимает в мужских делах, ее идеи не воспринимают серьезно 25 46% — 18—24 года
Женщину с меньшей вероятностью берут на работу в «мужские» профессии 24
Осуждение за дружбу между мужчиной и женщиной 21 35% — 18—24 года

Неравенство на работе

Чаще всего современным украинкам приходится сталкиваться с неравенством в профессиональной сфере. Несмотря на то, что работу признают индивидуальным выбором каждой, украинки согласны с тем, что женщина должна работать. Женщины опасаются не раскрыть свой потенциал, окунуться в депрессию от отсутствия самореализации либо финансовой и психологической зависимости. 

Часть стереотипов в профессиональной сфере женщины поддерживают и сами: больше половины (57%) женщин считает, что мужчина должен зарабатывать больше женщины, 69% согласны, что существуют «мужские» и «женские» профессии. Подавляющее мнение: женщина должна зарабатывать столько, сколько может, и сколько нужно на личные расходы. Мужчине важно зарабатывать больше для поддержания уверенности в себе. Те, кто придают меньше значения финансам в семье, все равно говорят о главенствовании мужчины в других сферах. При этом молодые украинки менее склонны к гендерному разделению профессий и чаще говорят о равноправии полов.

Тревоги мамы

Среди стереотипов украинок – также страх выхода на работу с маленьким ребенком. Многие уверены, что ранний выход и приоритет карьере приводит к чувству вины или сожаления о потерянном времени. Это не удивительно, ведь каждая 3-я женщина на первое место в своей жизни ставит детей. 32% женщин ставят себя на 1-е место. Родители и муж для украинок чаще на 2-м и 3-м месте. 14% женщин ставят себя даже ниже 5-го места.

*Про исследование

«Всеукраинское исследование женщин» было проведено компанией Kantar по заказу Avon в июле 2020 года с целью определить наиболее значимые для украинок возможности и преграды, – чтобы помочь им. В опросе взяли участие 1000 респонденток, женщин 18-65 лет, представленных репрезентативно населению Украины по возрасту, региону, типу населенного пункта.

 сентябре 2020 года компания в Украине провела ребрендинг. В коммуникации «Ось, що я можу» Avon вдохновляет женщин на то, чего от них обычно не ждут – менять свою жизнь и быть успешными сразу во всех важных ролях: мать, жена, профессионал.

 Украинкам свойственно самопожертвование

Каждая 3-я на 1-е место в своей жизни ставит своих детей. Для 32% женщин они для себя – на 1-м месте. Родители и муж для украинок чаще на втором и третьем месте. 14% женщин ставят себя даже ниже 5-го места