Новая украинская школа: что из реформы лучшее для детей

новая украинская школа

Школа

В 2018 году, во время старта образовательной реформы, моя дочь пошла в 1 класс столичной школы №8. Сейчас она учится в третьем классе, и смогла на собственном опыте проверить все особенности программы НУШ (новой украинской школы). Я постоянно сравниваю ее школьный опыт со своим, а порой даже завидую ребенку «белой завистью».

Почему «Новая украинская школа» нам нравится

Современное образовательное пространство с проектором, интерактивной доской и полом, конструкторами Лего, развивающими играми и книгами, портативные одноместные парты и зона релакса с креслами-мешками. Класс напоминает современный образовательный хаб в котором приятно находиться. Но конечно, не только это делает НУШ особенной.

Набор, а не отбор

Подготовительные курсы и вступительные экзамены в первый класс для шестилеток в прошлом. При поступлении в школу родители подают документы директору. Ребенку при этом присутствовать необязательно и никаких вопросов ему не задают. По моему мнению, хорошо когда интеллектуальные гонки откладываются на потом. А на начальном этапе дети имеют равные условия. Мозг младших школьников активно развивается, уровень знаний постоянно меняется. Тот, кто был самым успешным в 1 классе, необязательно останется таким до 12 класса. Тот, кто пришел в школу, не умея читать и писать, может через год-два догнать и перегнать всех. Хотя и на третьем году реформы НУШ среди родителей бытует миф, что на параллели именно в А класс отбирают умных, но конечно, это не так.

Творчество, радость, эксперименты

В годы студенчества я имела возможность провести день в частной альтернативной школе. Меня поразило, насколько радостными и свободными чувствовали себя там дети. Казалось, что в государственных школах это невозможно. Программа НУШ сделала “интересную школу” реальностью. День начинается со встречи в кругу, где дети вместе настраиваются на учебу. Здесь есть место песням, танцам, играм. В середине каждого урока обязательно делают зарядку под современную музыку, чтобы ученики не уставали. На уроках рисования можно работать не за партой, а сидя на коврике. Курс “Я исследую мир” предусматривает множество экспериментов. Дети выращивали соляные кристаллы, красили листья капусты пищевым красителем, проращивали зерно, собрали коллекцию камней. В учебниках по украинскому языку и чтению есть отрывки произведений современных популярных украинских и зарубежных писателей. Дочь была в восторге когда увидела в учебнике раздел из любимой книги Меган МакДональд “Приключения Джуди-Муди”.

Внимание к эмоциям

Дети учатся понимать эмоции. Анализировать, сопереживать, смотреть на мир глазами другого. В классе есть специальный уголок “Правила класса НУШ и доска эмоций”. У каждого ребенка есть  именная прищепка. Которую он ежедневно крепит к тому личику-емоджи, которое соответствует его настроению. Для ребенка это возможность научиться лучше понимать себя и окружающих, а значит и эффективнее взаимодействовать. Нас же в свое время учили – в школе важное сдерживать и контролировать свои эмоции, как нечто нежелательное.

Конфиденциальность

В «старой школе» для многих учителей было нормой после контрольной зачитать оценки всех учеников класса и подчеркнуть, что невеждам стоит равняться на отличников. Результат – разделение класса на «ботанов» и «двоечников» и их взаимная неприязнь. По правилам “новой украинской школы” , информация из свидетельства достижений и оценки (точнее уровни от «высокого» к «начальному») это конфиденциальная информация. Которая касается только ученика, его родителей и учителя. В нашем классе после диагностических работ учительница объявляет родителям общие результаты. Сколько учеников класса получили «высокий», «достаточный», «средний», «начальный» уровни, но не называет фамилии. Родители могут сориентироваться на каком уровне их ребенок. Но у них  нет соблазна сравнивать его с другими.

Очень надеюсь, что реформирование украинской школьного образования продолжится и не ограничится начальной школы.

Автор Наталья Шаманова