КАК ОТВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ЭКРАНА?

как отвлечь ребенка от экрана

Один из самых актуальных вопросов для современных родителей – это гаджеты. И то, как отвлечь ребенка от их экрана. Сфера влияния экранов на физиологию и психику ребёнка уже во многом изучена, но в то же время вызывает много споров и разногласий.

Одно мы можем сказать точно – дети любят смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. И отвлечь их от экрана, бывает, ох как нелегко. У малышей, после выключения родителем мультика, часто случаются истерики и приступы агрессии.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ТАК ЛЮБЯТ ГАДЖЕТЫ И ОТВЕЧАЮТ АГРЕССИЕЙ НА ЛИШЕНИЕ МУЛЬТИКОВ И ИГР?

В результате исследований было обнаружено, что во время просмотра мультфильмов, фильмов, игр у ребёнка происходит всплеск эндорфинов (гормонов, отвечающих за ощущение счастья, радости и удовольствия). И чтобы получить эту «дозу» счастья нужно всего лишь нажать на кнопку «вкл.» Никаких усилий прилагать не нужно.

Получается, что экран – это источник быстрого и легкодоступного удовольствия.

Если провести аналогию с едой, то посмотреть мультфильм – это все равно что съесть булочку или шоколадку. Мучное и сладкое, помимо того, что являются быстрым источником энергии, так же вызывают всплеск гормонов, отвечающих за ощущение радости и наслаждения. В кратковременной перспективе – мы получаем энергию и радость, но последствия на будущее для организма от этого экспресс-насыщения могут быть весьма печальны. Так же и с экранами.

И если родитель выключает, перекрывает доступ к этому бесперебойному источнику удовольствия, то логично же, что ребёнок будет протестовать и расстраиваться?

Второй аспект, который объясняет бурные реакции ребёнка на выключение экрана связан с особенностями работы нервной системы. Во время просмотра экрана в работу включена парасимпатическая нервная система, отвечающая за торможение, принятие и расслабление. При выключении мультфильма, происходит смена работы нервных систем – включается симпатическая нервная система, отвечающая за возбуждение, достижение и активность. Именно поэтому дети часто перевозбуждены и плаксивы после длительного просмотра мультиков.

как отвлечь ребенка от экрана

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ЭКРАНАМИ

Вот несколько базовых правил обращения с экранами для дошкольников, которые я рекомендую своим клиентам и использую в жизни своей семьи.

  1. Гаджет – это собственность родителя.  Чем позже у ребёнка появляется свой гаджет – тем лучше. Потому как, если уже «мое», то делать с ним я могу что хочу и когда хочу. Покуда гаджет – собственность родителя, то использовать без разрешения и контроля родителя его нельзя. Более того, и контент для просмотра, и время пользования родитель в полном праве устанавливать единолично.
  2. Договаривайтесь заранее о времени просмотра на понятном ребенку языке. Ребенку нужно более конкретное понимание, когда закончится его время для просмотра. Дети ещё не способны воспринимать временные рамки так, как взрослые. Не говорите – “Ты смотришь 15 минут и все”, говорите – “Ты смотришь 2 мультика и выключаем”. Также можно действовать через игру: “когда зазвенит будильник – выключаем мультик”.
  3. Вводите ритуалы для просмотра. И ребенку, и родителю будет  проще, если просмотр мультфильмов будет входить в ритм дня ребенка. Например, «смотрим 1 мультик каждый день после завтрака». Или «смотрим 2 мультфильма каждую пятницу после обеденного сна». Ребёнок привыкает к этому укладу и тогда в разы реже вы будете слышать: “хочу еще”.
  4. Смотрим мультфильмы – в первую половину дня. После 5 вечера не стоит включать мультики ребенку. Как я писала уже выше, экраны – перевозбуждают нервную систему. А в результате вечерних просмотров, можно получить проблемы с засыпанием, ночные истерики или недержание.
  5. Выключение экрана – ответственность родителя, а не ребёнка. Как бы вы ни договаривались с дошкольником («ещё один и все..»), не следует ожидать от него выполнения обещания. Физиология развития мозга дошкольника не предусматривает способность держать своё слово. Поэтому – договариваться, вводить ритмы и правила мы можем, но рассчитывать на волю ребёнка не стоит. Ответственность всегда на родителе.

Если придерживаться их с самого первого знакомства ребенка с экраном, то вам удастся избежать множества сложных моментов и истерик, связанных с гаджетами. Так же вы можете постепенно вводить эти правила и с маленькими, но активными пользователями гаджетов. Просто времени и терпения потребуется немного больше. Главное – это ваше твердое намерение и уверенность в том, что вы поступаете во благо своего ребенка.

КАК ЖЕ ЗАБРАТЬ РЕБЁНКА ОТ ЭКРАНА БЕЗ ИСТЕРИК И СКАНДАЛОВ?

Помните, во время просмотра мультфильма – ребёнок «подключён» к источнику удовольствия. А резкое «отключение» приведёт его к мгновенному к стрессу. Поэтому действуйте постепенно и мягко.

Лучше всего смотреть м/ф вместе. Если так не получается, то на последних отведённых минутах просмотра – присоединитесь к ребёнку.

Начните постепенно входить в его поле внимания, переключать на себя и выводить в реальность:

  • при помощи прикосновений (обнимите ребёнка, возьмите на руки или за руку).
  • при помощи голоса, общения (спросите что-то про героя мультфильма и дождитесь ответа).

Предупредите о том, что скоро наступит условленное время выключения экрана. И как только подойдёт это время – выключайте м/ф. Затем увлекайте ребёнка в какую-то совместную активность. Это может быть игра, чаепитие, обнимашки, массаж и т.д.

Все дело в том, что физический и эмоциональный контакт с близкими людьми способствует выработке особенного гормона – окситоцина, который по праву считается гормоном любви, привязанности и единения. Кроме того, окситоцин участвует в выработке эндорфинов. Мы уже сегодня упоминали их выше. Тех самых эндорфинов, дающих ощущение счастья и удовольствия.

Получается, предлагая в замен экспресс-удовольствию от просмотра м/ф внимание и контакт с родителем – мы даём ребёнку качественное, наполняющее изнутри, ощущение счастья и удовольствия. И это то, что на самом деле ему нужно. И наполненный окситоцином ребёнок уже не потянется за сомнительной «булочкой» в виде экранных эндорфинов.

Попробуйте. И вы сами убедитесь сами.