Кабинет министров может отложить повышение цен на электроэнергию для населения. Но это – последняя хорошая новость. Дальше – подорожание

К 1 мая Кабинет министров должен ответить на один чувствительный политический вопрос: что делать с тарифом на электроэнергию для населения – повышать или оставить на прежнем уровне – 1,68 грн за кВт-ч.

В этот день истекает срок действия постановления №238, которое Кабмин принял 24 марта, отказавшись повышать тариф на электроэнергию во второй раз за квартал на фоне третьей волны COVID-19.

Чтобы упростить правительству эту задачу, Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) разработала три сценария поэтапного повышения тарифов на электроэнергию для домохозяйств до третьего квартала 2023 года. Подробности содержатся во внутренней презентации НКРЭКУ.

План предполагает постепенное повышение цен на электроэнергию для населения в течение двух следующих лет, пока в сентябре 2023-го Кабмин не переведет бытовых потребителей на рыночные условия.

Готов ли Кабмин поднять тарифы на электроэнергию уже с 1 мая и почему населению не избежать повышения цен.

Политическое решение

2021 год начался для украинцев с подорожания коммуналки. Свой вклад в рост коммунальных платежей внес Кабинет министров постановлением №1325.

Документ фактически перевел население на единый тариф на электроэнергию – 1,68 за кВт-ч и отменил с 1 января 2021 года льготы на первые 100 кВт-ч по 90 копеек.

По словам замминистра энергетики Юрия Бойко, у правительства было две экономических причины для этого шага.

Первая – застраховать поставщиков электроэнергии от убытков. По его данным, с учетом льготного тарифа на первые 100 кВт-ч, средняя по Украине стоимость электроэнергии для населения составляла 1,21 грн за кВт-ч – на 30 копеек дешевле, чем средняя стоимость транспортировки электроэнергии в стране с 2021 года.

Вторая – льготный тариф не давал госкомпаниям Энергоатом и Укргидроэнерго развиваться, поскольку АЭС и гидроэлектростанции – главные источники дешевой энергии для населения.

“Решение Кабмина позволило снизить финансовую нагрузку на Энергоатом и Укргидроэнерго на 12-14 млрд грн в год”, – сказал Бойко.

В Украине работает сложная модель рынка электроэнергии, где практически каждая госкомпания выполняет специальные функции.
Например, Энергоатом и Укргидроэнерго продают часть своей электроэнергии по фиксированной и низкой цене, чтобы обеспечивать население дешевой электроэнергией.

Их главный контрагент – так называемый Гарантированный покупатель – государственный трейдер, который выполняет на рынке две важных функции: компенсирует за свой счет для возобновляемых источников энергии дорогой “зеленый” тариф и служит посредником при поставках электроэнергии населению.

Простыми словами, Гарантированный покупатель перепродает по себестоимости электроэнергию Энергоатома и Укргидроэнерго поставщикам. А те в свою очередь поставляют по фиксированному тарифу ее населению, покрывая за свой счет все сопутствующие расходы: тарифы на передачу и распределение электроэнергии и т.д.. В каждой области они разные – где-то больше, где-то – меньше.

Все полученные убытки поставщиков компенсируются за счет Гарантированного покупателя, который в свою очередь покрывает дефицит за счет тарифа госкомпании Укрэнерго на передачу электроэнергии.

Стоимость э/э для бизнеса в Украине не регулируется с июля 2019 года.

Решение было временным. Новый виток подорожания электроэнергии для населения должен был произойти уже 1 апреля – с приходом весны. Но коммунальные протесты в январе и третья волна пандемии COVID-19 в марте внесли коррективы.

Чтобы избежать новых волнений Кабмин продлил 24 марта действие “единого тарифа” на электроэнергию до 1 мая. И теперь должен будет решить, что делать дальше: повышать или оставить прежним.

“Решение будет или на этой, или на следующей неделе. Как правило, Кабмин собирается по средам или в пятницу. Когда именно это произойдет пока не ясно”, – рассказал  один членов комитета Верховной рады по вопросам энергетики и ЖКХ.

Что будет с ценами на электроэнергию: сценарии регулятора

В распоряжении  есть презентация трех сценариев повышения цен на электроэнергию для домохозяйств с 2021 по 2023 годы, разработанных НКРЭКУ для Кабинета министров.

Что предлагает регулятор? Если коротко: повышать тарифы для населения поэтапно – каждый год на 30%.

1 сценарий – в пользу потребителей. Он предполагает, что с 1 мая Кабмин не пойдет на повышение тарифов и “заморозит” цены на электроэнергию для населения до конца 2021 года.

2 сценарий – умеренный. Он предполагает, что в течение 2021 года Кабмин может дважды повысить тарифы на электричество на 15% – 1 мая и 1 сентября. Таким образом, к осени 2021 года 1 кВт-ч электроэнергии поднимется в цене до 2,22 грн.

3 сценарий – более радикальный, но дает время на подготовку. Он предполагает, что тариф на электроэнергию 1,68 грн просуществует до июля 2021 года, а затем произойдет 30% подорожание. Именно этот вариант собеседник  в НКРЭКУ считает самым вероятным.

По принципу двух последних сценариев регулятор предлагает повышать тарифы на электроэнергию домохозяйствам вплоть до мая 2023 года, исключив из цепочки поставок Гарантированного покупателя. В таком случае, по подсчетам НКРЭКУ, стоимость одного киловатт-часа может подорожать до 3,48 грн.

Затем, с сентября 2023 года, Нацкомиссия может предложить Кабмину отменить госрегулирование и перевести население на рыночные условия покупки электроэнергии.

Неизбежное повышение

Решится ли Кабмин повысить цены на электроэнергию уже с 1 мая?

По словам замминистра энергетики Юрия Бойко, у Кабинета министров комплексного решения на этот счет пока нет, поэтому правительство с вероятностью 99% продлит действие тарифа 1,68 грн за кВт-ч еще на какой-то период.

“Сроки будут зависеть от многих факторов, в том числе координации ряда министерств: Минэнерго, Минсоцполитики, Минцифры и так далее. Более двух месяцев мы готовим комплексное решение, которое даст нам, с одной стороны, возможность снизить нагрузку на энергетические компании государства, а с другой – защитить уязвимых потребителей”, – рассказал Бойко.

О чем идет речь? По данным замминистра, параллельно с повышением цены на электроэнергию Кабмин хочет внедрить в сервис “Дія” возможность подать заявку на получение от государства одноразовой финансовой помощи. Однако когда эта возможность станет доступной, прогнозировать он не стал.

“Задача нетривиальная и крайне непростая. Полуфабрикат никто запускать не будет”, – добавил он.

Какими будут тарифы для населения? Бойко подтвердил существование трех описанных сценариев действий регулятора. Но он не единственный. Со слов замминистра, в Кабмине уже около восьми подобных проектов, и при принятии решения правительство будет использовать самый прагматичный.

“Сценарии НКРЭКУ – скорее рекомендации. Окончательное решение будут принимать в Офисе президента и премьер (Денис Шмыгаль. – Ред.)”, – добавил один из собеседников в комитете ВР по вопросам энергетики и коммунальных услуг.

Но при любом сценарии потребителям в будущем не избежать пересмотра цен на электроэнергию

По данным Минэнерго, цены для бизнеса и населения сейчас отличаются в два раза. Как результат – Энергоатом и Укргидроэнерго недополучают из-за социальной функции около 45 и 8 млрд грн в год дохода соответственно. И нагрузка на АЭС больше всего.

“С учетом всех расходов на транспортировку Энергоатом получает за свою электроэнергию от населения всего 7-8 копеек за киловатт-час. Это в разы ниже себестоимости (около 60 копеек за кВт-ч. – Ред.), поэтому повышение цен – это вопрос времени”, – добавляет замминистра энергетики Юрий Бойко.

Богдан Заика

корреспондент