ЧТО ТАКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ/УЧЕНИЦ 1-4 КЛАССОВ НУШ?

свидетельство достижений НУШ

ЧТО ТАКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ДОСТИЖЕНИЙ НУШ?

У многих родителей детей, что учатся по программе НУШ возникает немало вопросов относительно успеваемости детей. Получив Свидетельство достижений НУШ, мамы и папы сталкиваются с вопросами, что это за документ и как его трактовать.

Министерство образования и науки ответило на самые распространенные вопросы относительно свидетельства достижений.

Что такое свидетельство учащихся / учениц 1-4-х классов НУШ?

Свидетельство достижений – это документ, который дает развернутое представление об учебном прогрессе ребенка в школе. Учитель / учительница заполняет документ дважды в год.

Свидетельство достижений состоит из двух частей: характеристики сквозных умений ученика / ученицы и результатов обучения по предметам или интегрированными курсами. Сквозные умения или так называемые “мягкие” умения, например чтение с пониманием, инициативность или способность сотрудничать, формируются при изучении всех предметов и интегрированных курсов.

Свидетельство достижений не содержит баллов. Для оценки как сквозных умений, так и результатов обучения учащихся / учениц 1-2-х классов применяются утверждение “имеет значительные успехи”, “демонстрирует заметный прогресс”, “достигает результата с помощью взрослых”, “требует внимания и помощи”. В 3-4-х классах результаты обучения оценивают по четырем уровням: “начальный”, “средний”, “достаточный”, “высокий” уровнь, а сквозные умения – так же, как и в 1-2-х.

Есть свидетельство достижений отличается от табеля знаний учащихся / учениц?

Свидетельство достижений не содержит оценок в баллах по предметам, зато развернуто определяет уровень сформированности сквозных умений и результатов обучения, по которым можно проследить учебный прогресс учеников / учениц. В отличие от табеля, где выставляли баллы по предметам и который не давал четкого понимания, что именно ученику / ученице удается, а чему стоит уделить больше внимания, свидетельство достижений позволяет родителям или лицам, их заменяющих, увидеть более широкую картину обучение ребенка благодаря выделенным результатам обучения.

В свидетельстве достижений также содержится информация и про сквозные умения, формируются при изучении всех предметов и интегрированных курсов. Информации об этом нет в табеле, поэтому свидетельство достижений позволяет глубже понять учебный прогресс ребенка, а не только увидеть «сухие» баллы.

 Кто и как должен заполнять свидетельство достижений?

Свидетельство достижений заполняет учитель / учительница начального класса, в котором учится ребенок. Документ заполняют два раза в год. При заполнении свидетельства учитель / учительница учитывает учебный прогресс и динамику роста учебных достижений учеников / учениц. Оценка происходит по критериям, которые прилагаются к методическим рекомендациям оценивания учебных достижений учеников / учениц начальных классов НУШ.

Чем свидетельство учащихся / учениц 1-2-х классов отличается от свидетельства учащихся / учениц 3-4-х классов?

Как свидетельство достижений учащихся / учениц 1-2-х, так и соответствующий документ для 3-4-х классов содержат информацию о формировании сквозных умений. Оба документа во второй части описывают результаты учащихся / учениц по предметам и интегрированным курсам. Отличие заключается в том, что в 1 и 2 классах результаты оценивают вербально (словами “имеет значительные успехи”, “демонстрирует заметный прогресс”, “достигает результата с помощью взрослых”, “требует внимания и помощи”), а в 3 и 4 классах – уровнево (“начальный”, “средний”, “достаточный”, “высокий” уровне).

Зачем в свидетельстве оценивать результаты обучения, а не предмет или интегрированный курс?

Одна оценка по предмету или интегрированному курсу не позволяет понять учебный прогресс ученика / ученицы. При изучении каждого учебного предмета или курса формируются компетентности, и описывают через результаты обучения. Различные компетентности по одному предмету или интегрированному курса могут формироваться неравномерно.

Например, ученик / ученица может гораздо лучше взаимодействовать устно, чем создавать письменные высказывания. Усредненный балл за все предметы никогда не позволит раскрыть это и обратить внимание родителей или лиц, их заменяющих, и самого ребенка на то, что му удается лучше, а на что стоит обратить больше внимания.

Чем уровневое оценивания лучше бального? Почему нельзя просто поставить оценку за предмет или интегрированный курс в свидетельство?

Уровневое оценивание, которое начинается с 3 класса Новой украинской школы, является плавным переходом от вербального оценивания в 1-2-х классах к бальному в базовой школе. Оно позволяет и дальше оценивать не по предметам в целом, а по отдельным результатам обучения ребенка. Уровневое оценивания сохраняет ценности формировочной оценки – отслеживание личностного развития каждого ученика / ученицы и его / ее учебного развития.

Зачем в свидетельстве достижений оценивать сквозные умения учеников / учениц, а не только результаты обучения?

Сквозные умения, например, высказывания собственного мнения, самостоятельность, сотрудничество и чтения с пониманием, формируются при изучении всех предметов и интегрированных курсов. Формирование этих умений невозможно оценить по отдельным предметам или курсами, поэтому для них выделен отдельный раздел. Сквозные или, как их еще называют, “мягкие” умения являются основой для успешного обучения и самореализации в современном мире, поэтому их формированию уделяется особое внимание в Новой украинской школе.

 

Будут ли оценивать уровнево всех учеников / учениц начальной школы?

Нет. Уровневое оценивания предусмотрено только для учеников / учениц 3-х и 4-х классов Новой украинской школы.

Что означают уровне в свидетельстве достижений для 3-4-х классов?

В соответствии с приказом МОН №1146, итоговое оценивание (семестровое и годовое) в 3-х и 4-х классах Новой украинской школы осуществляется по уровневой шкале, а его результаты обозначаются словами или соответствующими буквами: “начальный” (П), “средний” (С), “достаточный” (Д), “высокий” (В).

Даже в 3-4-х классах ввели уровневое оценивание?

Уровневое оценивание является постепенным переходом от вербального к балльному оцениванию. Уровневое оценивание должно происходить и во время адаптационного периода в базовой школе, чтобы облегчить переход ребенка на другой образовательный уровень. Резкий переход к балльному оцениванию, наоборот, эту преемственность разорвал бы.

По каким критериям учитель выставляет уровень в свидетельство достижений?

В приложении 1 к приказу МОН №1146 “Об утверждении методических рекомендаций по оценке результатов обучения учащихся третьих и четвертых классов Новой украинской школы” очерченные четкие критерии определения уровней к каждому из результатов обучения по предметам и интегрированными курсами.

Например, высокий уровень по результатам обучения “Воспринимает иностранную речь на слух” характеризуется тем, что ученик / ученица понимает медленное и четкое вещание с длинными паузами, а также конкретную информацию, необходимую для выполнения задания. Начальный же уровень определяют тогда, когда ребенок распознает отдельные слова в медленной и четкой речи, испытывая трудности понимания контекста даже при более медленной речи, а также требует больше повторений прослушанного, визуальной поддержки, помощи учителя и одноклассников.

“Начальный” (П), “средний” (С), “достаточный” (Д), “высокий” (В) уровни – как родителям понять, сколько это баллов?

Уровни, по которым происходит оценка, не соответствуют определенным баллам. С помощью уровней достижения результатов родители или лица, их заменяющие, могут увидеть, что ребенку удается лучше, а на что необходимо обратить больше внимания.

Переводить уровни в баллы не стоит. Уровни отражают учебный прогресс ребенка, показывают сильные стороны и зоны для развития, а не дают “сухую” оценку по предмету или интегрированному курсу.

Детям нужна мотивация к обучению, и без баллов она теряется. Как мотивировать учеников / учениц в условиях без балльного оценивания?

Мотивировать детей необходимо не только с помощью баллов. Мотивацией для учеников / учениц в условиях вербального оценивания служит их личный учебный прогресс, для отслеживания которого в начальной школе происходит формирующие оценивание.

Целью такого оценивания является формирование у ребенка уверенности в себе и собственных возможностях, празднование любого успеха, акцентирование внимания на сильных сторонах, а не на ошибках, диагностирование достижений, выявление проблем и своевременное предотвращение их напластованию, стимулирование желания учиться и стремиться достигать максимально возможных результатов, а также предотвращение страха ошибок. Итак, формирующие оценивание должно мотивировать и вдохновлять ребенка на обучение и выявление собственных достижений.

Неотъемлемой частью повышения мотивации к обучению является и способность учеников / учениц самостоятельно оценивать собственный прогресс, что может осуществляться в интересный для детей способ. Обратная связь от учителей / учительниц должна ориентировать детей на успех, поддерживать их и вдохновлять на совершенствование.

Как родители могут быть привлечены к оцениванию?

Свидетельство достижений подписывают учитель / учительница и родители (лица, их заменяющие). Оригинал свидетельства достижений предоставляется родителям, а его заверенная копия сохраняется в личном деле ученика / ученицы в учебном заведении. По желанию родители могут оставить свой комментарий в свидетельстве в графе “Пожелания родителей (лиц, их заменяющих)”, однако все остальные графы свидетельства заполняет учитель / учительница начального класса, в котором учится ребенок.

Родители (лица, их заменяющие), чьи дети учатся дистанционно или в смешанной форме, являются источником информации о формировании сквозных умений у ребенка. Следовательно, они могут участвовать в процессе оценки совместно с учителем / учительницей, предоставлять соответствующую информацию, делиться наблюдениями, однако свидетельство достижений в любом случае заполняет педагог.

Министерство образования и науки